Многие предметы мебели настолько привычны для нас, что мы не задумываемся о том, каково их происхождение. Возьмем к примеру, обычный стол. Его история была достаточно длинной, прежде чем он приобрел современный вид и дизайн.
Из глубины веков
Первые модели скорее напоминали табурет. В древнем Египте смекалистые мастера решили, что сидение для царя должно существенно отличаться, от того на чем сидят простые люди. Так появилась лавка со спинкой — прародитель трона.
Там же в Египте происходила и дальнейшая модернизация. Постепенно появились подлокотники и величественное сооружение, украшенное дорогими тканями и драгоценными металлами, стало напоминать тот трон, который мы привыкли видеть на картинках в учебниках истории.
Дальше началось быстрое завоевание мира. Интересно, что несмотря на четкое предназначение трона для царственных особ, так было не во всех странах. Древние греки использовали этот предмет мебели для удобства детей и стариков. А вот мужчины предпочитали светские беседы в позе полулежа. Это позволяло спокойно вести беседы, наблюдая за течением нескончаемых пиров и застолий.
Римляне поступили по аналогии с египтянами. Долгое время собственный стул был признаком статуса. У императора был трон, изготовленный из мрамора со вставками из золота и драгоценных камней. Богатые и уважаемые граждане сидели на предметах из дерева, инкрустированных драгметаллами. Та знать, что имела рабов, требовала носить за ними складной вариант, которые изготавливали из слоновой кости. Особо выделялась аристократия, которой разрешалось иметь небольшую мраморную копию трона императора.
На чем сидели наши предки?
На Руси люди долгое время предпочитали сидеть на лавках, независимо от статуса и положения в обществе. Трон использовался лишь по особым случаям. Надо заметить, что каждый правитель отличался какими-то особенностями:
- Иван Грозный восседал на троне, который изготовили в Италии;
- Борис Годунов в отделке предпочитал бирюзу и золото;
- Алексей Михайлович (отец великого реформатора Петра Первого) сидел на золотом троне с алмазами и рубинами.
Уже после того, как корона была передана Петру I, началось история стула в России, как предмета домашней мебели. Он постепенно начал вытеснять такие привычные табуреты и лавки. Последние нередко совмещали в доме еще и роль кровати. Наверное, это вхождение в народ происходило бы значительно дольше, если бы не крутой нрав Петра. Ему очень нравилась Европа и все новшества, которые он привозил из-за границы внедрились практически насильно. Начиналось все с дворян, им под страхом смерти были приказано пересесть с лавок. Но постепенно все привыкли и начали обустраивать свои дома красивой и удобной мебелью. Те, кто был побогаче заказывали ее у известных мастеров из-за границы.
Особенно табурет со поддержкой сзади понравился простым людям. После тяжелого рабочего дня можно было расслабится, облокотившись о спинку.
Эпоха средневековья
Европейские королевские дворы и аристократия в устройстве интерьера предпочитала выделяться на фоне простых людей. Мебельные гарнитуры отражали положение в обществе. Именно по обустройству дома и одежде судили о статусе человека.
В дворце стулья некоторой частью ритуалов. Все присутствовавшие усаживались строго по рангам. Степень удобства определялась наличием мягкой подушечки на сидении. В некоторой степени это напоминало Древний Рим. Королевские особы могли сидеть на мягком, это была сурово царственная привилегия. Еще одним плюсом была откидная спинка, которая создавала дополнительное удобство. Для вельмож подготавливались резные изделия без удобных привилегий, но с украшениями из драгметаллов или камней. Низшие чины пользовались на приемах складной мебелью. Все остальные при дворе обязаны были стоять. Присесть могли только те дамы, которым король предложил это сделать лично.
Следующая волна модных тенденций была связана со стилем барокко. В 17 веке итальянцев больше беспокоило величие, чем удобство. Часто королям и их приближенным приходилось часами сидеть в неудобном положении. Постепенно в моду начали входить шезлонги. В отличие от современного представления, в средние века этот предмет выглядел, как громоздкая конструкция. Она состояла из одного или двух кресел и табурета посередине.
Прошло сто лет и пришел век рококо. Теперь ведущей скрипкой в конструировании мебели стала Франция. Появились удобные кресла с мягкой и глубокой посадкой. В них можно было сидеть часами, отдыхать или читать. Стали появляться не просто стулья, а их разновидности:
- парикмахерский на высоких ножках;
- небольшой дорожный вариант;
- кресла для беседы.
Но по-прежнему они оставались лишь предметом роскоши для богатых и знатных людей.
Наше время
В середине 19 века австрийский мебельщик Тонет произвел настоящую революцию в производстве мебели. Он внес в ней легкость. Тяжелые, громоздкие и неудобные стулья были замены на практичные конструкции из гибких прутьев.
Это решение быстро нашло отзывы среди производителей и получило повсеместное распространение. Наиболее используемым материалом стал бук. Деревянные изделия более дешевые по себестоимости, а потому их стали покупать и простые люди с небольшим достатком. Появилась целая сеть мебельных фабрик под руководством Тонета и теперь его продукция стала известна во всем мире, в том числе и в России. С тех пор классическая модель получила название — венской.
Именно с середины 19 века началась стремительная эволюция стульев. Дизайнеры экспериментировали с материалами, например, производили мебель из металла. Кто-то решил, что четыре ножки — это слишком много и заменил их на одну, расширяющуюся кверху.
В 20 веке начали появляться стулья, способные менять положение спинки автоматически. Так появилась офисная или компьютерная мебель. Некоторые разработки напрямую связаны с анатомическими особенностями строения спины. Они призваны поддерживать мышечный каркас и служат для профилактики заболеваний спины.
Но надо отметить, что несмотря на все разнообразие моделей, классическая венская модель по-прежнему частая гостья в наших домах.